Поиск по сайту
Портал Госуслуг


Детский телефон доверия
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Воспитатель по физической культуре

«СТРЕТЧИНГ – КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ»
«СТРЕТЧИНГ – КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ
У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ»

 
Кузнецова Ирина Валентиновна
Воспитатель по физической культуре
МДОУ «Детский сад № 19 «Родничок», г. Котлас
 
В настоящее время в связи с развитием прогресса и увеличением объема информации дети дошкольного возраста все больше времени проводят в статических позах, что оказывает негативное воздействие на формирование позвоночника. В дошкольных учреждениях перед педагогами встает актуальная проблема – организация двигательной активности детей, использование различных здоровьесберегающих технологий. Один из лучших способов сохранить гибкость, подвижность и научиться прислушиваться к сигналам, которые посылает нам наш организм, — это растяжка. Этот вид физической активности является нашей естественной потребностью.
О пользе растягивания или занятий стретчингом, известно уже очень давно. Эта система возникла в 50-е годы XX века. Название это происходит от английского слова «stretching» — растягивание.
Стретчинг - это специально разработанная система упражнений, направленная на совершенствование гибкости и подвижности в суставах, тренировку мышечно-связочного аппарата.
Самоманипулирование телом в медленном, а значит, безопасном ритме наиболее эффективно. У детей исчезают комплексы, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять. Систематические занятия стретчингом показывают стабильно высокие результаты: дети гораздо меньше болеют, становятся более открытыми для общения.
Работая в детском саду воспитателем по физической культуре, я обратила внимание, что после активной физической нагрузки (ритмическая гимнастика, степ-аэробика), детям необходимо выполнять упражнения на расслабление, релаксацию и в то же время дать им возможность почувствовать эластичность своих разогретых мышц. Поэтому я обратилась к изучению системы стретчинга, который основан на принципах здоровьесберегающих технологий.
Изучая литературу, я выяснила, что методика стретчинга направлена на активизацию защитных сил организма, на овладение навыками управления своим телом, на развитие и высвобождение скрытых творческих и оздоровительных возможностей.
Методика не имеет возрастных ограничений, можно начинать занятия в дошкольном возрасте и обратить особое внимание на формирование правильной походки и осанки.
Целью моей работы стало: сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, формирование у детей устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью посредством стретчинга.
Основные задачи стретчинга:
  • Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки (т.е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности).
  • Воспитание физических способностей (координационных, выносливости).
  • Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков.
  • Приобщение детей к здоровому образу жизни, выработка потребности в регулярных занятиях физической культурой.
  • Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).
  • Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.
  • Создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
  • Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой.
В своей работе я стала применять стретчинг в группах старшего дошкольного возраста. Особенностью выполнения стретчинговых упражнений является то, что все движения нужно выполнять мягко, плавно, без рывков, медленно и равномерно, выполнять до появления ощущения легкой болезненности, которое и служит сигналом к прекращению работы, удерживать мышцы в растянутом состоянии, в зависимости от сложности упражнения от 5 до 60 секунд.
Многие стретчинговые упражнения могут применяться и в акробатических упражнениях и в бодрящей гимнастике, то есть являются разноплановыми, а так же часто становятся основой для этюдов на праздниках.
Изучая методику стретчинга, я выделила для себя основные направления применения этих упражнений в образовательном процессе детского сада.
Основные направления:
  • Совместная деятельность с детьми
  • Взаимодействие с воспитателями
  • Взаимодействие с родителями, участниками образовательных отношений
В совместной деятельности с детьми педагог может использовать стретчинг: в общеразвивающих упражнениях и в упражнениях на расслабление (после гимнастики и в физкультминутках); групповой стретчинг (дети помогают друг другу при выполнении упражнений). Этот метод группового стретчинга применяем после активных физических нагрузок. Он помогает формировать у ребят чувство коллективизма.
Немаловажную роль в формировании правильной осанки у детей нужно отвести воспитателям. Под их руководством дети должны получать элементарные знания и навыки по формированию осанки. Поэтому, кроме физкультурных занятий, стретчинг должен сопровождать детей и взрослых в течение дня в группе. Взаимодействие с воспитателями позволило мне решить следующие задачи:
1. Просветить педагогов в вопросах значения и применения стретчинга в работе с детьми. С воспитателями проведены консультации по внедрению упражнений стретчинга в совместную деятельность и правильностью их выполнения.
2. Усовершенствовать и разнообразить комплексы бодрящих и утренних гимнастик.
3. Дать представления педагогам о контроле за правильностью выполнения статических упражнений и сохранения осанки в течение дня.
4. Разработать комплексы производственной гимнастики.
Наибольшие результаты применение стретчинга приносит при тесном взаимодействии с семьями воспитанников. В работе с родителями я использовала такие формы, как мастер-классы, открытые занятия, консультации; совместные спортивные мероприятия и развлечения.
Особое место в работе с родителями уделяем формированию правильной осанки, выявлению и предупреждению плоскостопия у детей. В памятки для родителей включаем упражнения на растягивание при помощи партнера, что оказывает наибольший эффект для формирования детского позвоночника.
Анкетирование родителей и устный опрос детей после проведения мероприятий показал: совместная физкультурная деятельность детей и взрослых полезна и для детей, и для родителей. Дети с удовольствием повторяют освоенные упражнения дома. Большинство родителей отметили, что ребёнок научился сосредотачиваться на выполнении тех или иных движений, стал более ловким, самостоятельным.
В настоящее время родители стали активными участниками и помощниками, а самое главное, заказчиками оздоровительных мероприятий.
Анализируя результаты своей работы, я пришла к выводу:
  • осанка детей, занимающихся стретчингом, стала естественней;
  • укрепились мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины, мышцы стали плотнее и сильнее;
  • суставы стали лучше сгибаться, расширился диапазон движений;
  • увеличилась работоспособность многих воспитанников;
  • дети научились качественно выполнять упражнения стретчинга;
  • дети научились удерживать статическую позу от 5 до 60 сек;
  • яркие выступления на праздниках и развлечениях говорят о сформированности уверенности в своих возможностях, развитии личностных качеств, позволяющих им чувствовать себя сильными, уверенными в себе, красивыми.
Обследования детей старших и подготовительных групп медицинскими работниками поликлиники показали -
- уменьшилось количество детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- дети стали удерживать статические позы до 1 мин;
- мышцы стали сильнее; укрепились мышцы рук, брюшного пресса, спины.
Таким образом, можно утверждать, что стретчинг благоприятно сказывается на формировании правильной осанки у дошкольников. Его можно рассматривать как одну из самых перспективных здоровьесберегающих технологий нашего века.
 

Список литературы:
  1. Андерсоны Боб и Джин. Растяжка для каждого.– М.: Попурри, 2002.
  2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Константинова А.И. Игровой стретчинг. – СПб: Аллегро, 1993.
  4. Крылова Н.И. Здоровьесберегающее пространство в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2009.
  5. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: Линка-Пресс, 2000.
  6. Ловейко И.Д. Лечебная физическая культура при дефектах осанки, сколиозах и плоскостопии. – М., 1982.
  7. Нусси Э.М. Стретчинг. Растяжка для всех. – СПб: Диля, 2006.
  8. Путкисто М. Стретчинг: метод глубокой растяжки. – М.: София, 2004.
  9. Улитин О. Игровая физкультура, развитие чувство ритма: Для детей 5-7 лет. – М.: Карапуз, 2002.

 
16 Октября 2015 | Воспитатель по физической культуре