Поиск по сайту
Портал Госуслуг


Детский телефон доверия
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Психолог

ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИВЫЧКИ


ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИВЫЧКИ

     В дошкольном возрасте существуют такие проявления нервности, как патологические привычки. Из них выделяют онанизм, сосание пальца и грызение ногтей. Данные привычки могут быть одним из выражений нервности и приобретают упорный, трудно поддающийся коррекции характер. Поэтому более адекватным будет обозначение их как патологических, приобретающих к тому же нередко непроизвольный и болезненный характер.
     Онанизм как патологическая привычка имеет физиологические, психологические и клинические (болезненные) предпосылки. В физиологическом плане это, прежде всего активный, нередко неукротимый темперамент и соответствующая ему повышенная потребность в разрядке накопившегося психического напряжения. При прочих равных условиях эта привычка чаще проявляется у девочек, не играющих в куклы и предпочитающих общение с мальчиками, и у мальчиков с ярко выраженными мальчишескими чертами поведения.
     Психологические предпосылки онанизма можно свести к неправильному воспитанию и не всегда осознанному психологическому заражению ребенка от окружающих его лиц. В плане воспитания следует отметить излишнюю строгость, ограничение активности, многочисленные запреты и частые физические наказания. Шлепки, порка ремнем способствуют приливу крови к генитальной области, что действует раздражающим образом.
     Обращают на себя внимание проблемы эмоционального контакта с родителями, которые нарастают при недостатке ласки, раннем выходе матери на работу, передаче ребенка родственникам и няням или даже помещении в круглосуточные ясли и детский сад. Неудивительно, что дети неоткровенны с родителями. Скрывая многие из своих чувств и переживаний, они зачастую живут в своем воображаемом, закрытом от взрослых мире.
     Способствует возникновению онанизма и насильственное кормление, буквально вталкивание пищи, несмотря на нежелание ребенка есть. Наиболее часто это встречается у детей с невропатией, у которых снижен вес и недостаточно активны пищеварительные соки (ферменты). Если в норме ребенок получает удовольствие от пищи, ее вкуса во рту, то при насильном кормлении этого не происходит. Боле того, сам акт еды сопровождается отрицательными эмоциями, а пища ребенку кажется не только безвкусной, но и неприятной, вызывающей тошноту и рвоту. В результате из нормального процесса развития чувства тела выключается одна из чувствительных зон организма. Но слизистая губ и рта рефлекторно связана с генитальной областью, поэтому «молчание» одной рефлекторной зоны заставляет «говорить» раньше времени другую, в данном случае генитальную. Ее преждевременная повышенная рефлекторная возбудимость создает напряжение, которое временно устраняется посредством онанизма.
     Помимо неправильного воспитания, в возникновении онанизма имеет значение и так называемое психологическое заражение. Когда взрослые находятся в одной постели с ребенком, чрезмерно ласкают и целуют в губы, качают на ноге или излишне тщательно соблюдают гигиенические мероприятия (подмывание у девочек), это может приводить к преждевременному появлению специфических генитальных ощущений и желанию их воспроизвести самому. Распространенным является заражение от сверстников, основанное на склонности детей первых лет жизни к подражанию. Данные привычки представляют собой средство патологической компенсации недостатка положительных эмоций, их разнообразия и насыщенности.
     Клинической предпосылкой онанизма, как и вообще патологических привычек, является повышенный уровень возбудимости, большей частью как симптом невропатии. Кроме возбудимости, другим симптомом невропатии является расстройство сна: затрудненное засыпание, беспокойный, поверхностный, прерывистый сон. Долгое нахождение в постели без сна провоцирует появление онанизма. Дополнительное значение приобретают повышенная потливость вследствие болезни или чрезмерного укутывания, трение тесной одежды.
     Все факторы, способствующие развитию онанизма, можно сгруппировать определенным образом.
     В первую группу войдут факторы, имеющие не прямое, а косвенное отношение к рассматриваемой проблеме:
•    единственный ребенок в семье (онанизм реже встречается при наличии братьев и сестер, расширяющих сферу общения и обеспечивающих ее эмоциональную насыщенность);
•    выраженная активность и эмоциональность ребенка; патология беременности, реже родов с последующей невропатией и церебральной органической патологией у ребенка;
•    чрезмерная принципиальность родителей, негибкость мышления матерей, импульсивность отцов;
•    недостаток родительского тепла, ласки и непосредственности в выражении чувств.
Факторы второй группы имеют прямое отношение к возникновению онанизма:
•    повышенная возбудимость, ограничение психомоторной активности и физические наказания; принуждения в отношении еды, насильственное кормление;
•    затруднения в эмоциональном контакте, в том числе с родителями другого пола;
•    психологическое заражение от сверстников и взрослых;
•    физические раздражения генитальной области: тугая одежда, воспаление, зуд, опрелость и попадание инородных тел;
•    предпочтение мясной и сладкой пищи при недостаточном употреблении воды.
     В детских садах, где досуг детей наполнен разнообразными впечатлениями, и большое значение придается общеоздоровительным мероприятиям, случаи онанизма редки. Важно это и потому, что дети, страдающие онанизмом, как правило, плохо адаптированы в детском саду. Вместо того чтобы ругать и стыдить ребенка при всех, следует поближе узнать его, уделить ему больше внимания и терпеливо разобраться в причинах онанизма. Не нужно спешить  сообщением родителям о единичных попытках онанизма, так как они могут быть обусловлены подражанием. Кроме того, последствия такого шага труднопредсказуемы. Ребенок может быть дома физически наказан или запуган всяческими карами. Родители могут начать проверять каждый шаг ребенка, не доверять его словам, подвергать унизительным осмотрам и допросам. В результате будет потерян контакт ребенка с воспитателем и воздействие последнего будет лишено своей эффективности.
     При упорном течении онанизма остановить его сразу практически невозможно. Даже резкое прерывание одной попытки проходит крайне болезненно, вызывая у ребенка раздражение, злость и обиду. Эти реакции объясняются влечением к онанизму, точнее, к возможности  получения обусловленного им чувства.

Способы помощи ребенку
страдающему онанизмом:
     Если ребенок будет честно признаваться в еще имеющихся попытках без опасений быть наказанным, если он дорожит заботливым отношение, доверием взрослых и стремится оправдать его, если он получает похвалу за то, что удерживается от нежелательных действий, это будет самым эффективным способом помощи.
     Прежде следует провести беседу с матерью в отсутствие ребенка, тактично поинтересоваться ситуацией в семье и проблемами во взаимоотношениях с ним, чтобы показать их связь с возникновением патологического способа снятия нервного напряжения. Необходимо подчеркнуть важность повышения активности в движениях, выражении чувств, искренности и отзывчивости в отношениях, проведения общеоздоровительных спортивных мероприятий. Даже ежедневные прогулки перед сном нередко оказывают магическое действие, ведь можно поговорить с вечно занятой мамой или папой и устать так, что сон наступит сам собой. Благоприятное воздействие оказывают водные процедуры, повышающие чувство тела: купание, душ, обтирания.

Привычка сосание большого пальца,
языка, облизывание верхней губы.
     Сюда же относится и упорное сосание соски до 3-4 лет. Наиболее частым в данной группе патологических привычек будет сосание большого пальца.
     В физиологическом плане сосание пальца чаще бывает у детей с флегматическим темпераментом: неторопливых, медлительных и обстоятельных.
     Патофизиологической предпосылкой сосания пальца и его ведущей причиной будет неудовлетворенность инстинкта сосания, большей частью вследствие затруднений при грудном вскармливании: его отсутствия, недостаточной продолжительности, тугих сосков, раннего перехода к рожку с широким отверстием в соске, в результате чего ребенок слишком быстро поглощает пищу и не успевает «насосаться» столько, сколько ему хочется.
     Выступая как средство компенсации неудовлетворенного инстинкта сосания, сосания пальца закрепляется под воздействием неблагоприятных психологических факторов, важнейшим из которых является чувство беспокойства. На гормонально опосредованном уровне беспокойство может проявляться и у плода, если мать много волнуется при беременности, устает или часто болеет. На специальных снимках видно, как плод в этом случае сосет палец. Следовательно, уже здесь сосание пальца выступает в качестве безусловнорефлекторного способа уменьшения чувства беспокойства.
     Из психологических факторов, способствующих появлению такого отклонения, обращает на себя внимание нежелание матери иметь ребенка.  Отсутствие ласки, теплого обращения, ранние выходы на работу, передача малыша на воспитание родственникам, в круглосуточные ясли и детский сад – все это сказывается на эмоциональном состоянии ребенка. Сказывается это и на внешнем облике таких детей: они кажутся неухоженными, невеселыми, как правило, излишне серьезны для своего возраста. У них понижен эмоциональный тонус и ослаблена жизненная энергия нередко до общей заторможенности с преобладанием эмоций печали, тоски и беспокойства. Тогда их состояние напоминает нерезковыраженную депрессию с постоянным чувством внутренней неудовлетворенности и беспокойства.
     Для семейных отношений характерны конфликты родителей, алкоголизм, развод, нечуткое отношение к детям, предоставления их самим себе.
     Клинической предпосылкой сосания пальца может быть невропатия с нарушенным засыпанием, частыми простудами.
     Таким образом, сосание большого пальца восполняет ребенку нереализованный инстинкт сосания и уменьшает психологически мотивированное чувство беспокойства, успокаивает, убаюкивает, смягчает тяжесть одиночества, неразделенности чувств, приглушает и заставляет на время забыть физическую боль.
     Оптимальной тактикой устранения этой патологической привычки должна быть не борьба с ней, а установление доверительного контакта, поддержание веры детей в себя, создание через похвалу и одобрение заинтересованности в том, чтобы научиться контролировать свои чувства и желания. Но данная тактика будет успешной только при постоянной поддержке со стороны родителей.
     Кроме рассмотренных патологических привычек, выделяют также грызение ногтей. Способствуя уменьшению как повышенной возбудимости, так и чувства беспокойства, оно носит непроизвольный, автоматизированный характер и появляется в состоянии любого возбуждения или волнения, в том числе при разговоре, ожидании, пересмотре интересных телепередач и т. д. Несмотря на постоянный контроль родителей и угрозу наказания, сами дети не могу дать себе отчета, когда они сгрызли ногти. Взрослые же думают, что дети поступают назло им, и усиливают контроль.  Большой эффект даст уменьшение чрезмерных требований родителей, их отказ от понуканий и непоследовательного отношения к воспитанию ребенка.

Нарушение сна
     Наиболее частой причиной расстройства сна у детей является невропатия. Как правило, она сопровождается затрудненным засыпанием и беспокойным сном. Проявлением невропатии будет и преждевременный отказ спать днем.
     При невропатии ребенок, возбуждаясь днем, долго не может заснуть вечером, хотя и устал, а взрослому кажется, что сон у него наступит немедленно. Чем меньше он спит, тем больше устает и возбуждается на следующий день, и так до тех пор, пока ребенок, что называется, не свалится с ног. Через некоторое время цикл повторяется снова.
     Психологически мотивированные нарушения сна представлены у эмоционально чувствительных детей со склонностью к беспокойству и страхам. Главным мотивом беспокойства будет переживание разлуки с матерью, а в дальнейшем излишняя строгость родителей, пренебрежение и недостаток любви с их стороны. Подобное отношение настолько противоречит повышенной потребности детей в эмоциональном контакте и любви, что непроизвольно ассоциируется со сказочными образами Бабы Яги, Кощея Бессмертного и Бармалея, как символами бездушия, зла и коварства. В ночных кошмарах Баба Яга олицетворяет постоянные угрозы, не всегда искреннее и излишне формальное, не учитывающее эмоциональные нужды ребенка отношение к нему матери, а Кощей и Бармалей – жесткое обращение, эмоциональную скупость и неотзывчивость отца. Но еще раньше физическое наказание и излишнее резкое, угрожающее отношение отца находят свое отражение в кошмарных снах в образе волка. Страх перед ним, точнее, перед его острыми зубами проявляется боязнью боли, уколов и крови. В итоге ребенок оказывается в неразрешимой для себя ситуации, когда днем его окружают запреты и угрозы родителей, а ночью преследуют их сказочно преломленные образы. Это и вызывает отказ от сна,  страх перед ним, поскольку ребенка пугает невозможность проснуться ночью, когда Баба Яга, реализуя свои угрозы, вот-вот отправит в печку, волк съест живым, а Кощей Бессмертный только поможет этому. Чувство бессилия, смертельного ужаса перед неотвратимостью надвигающейся катастрофы, то, что позже будет ассоциироваться со смертью, впервые постигается ребенком именно в сне.
     Испытываемый во сне страх перед расправой со стороны сказочных чудовищ порождает боязнь замкнутого пространства. Интенсивные запреты взрослых образуют также своего рода замкнутое пространство для ребенка. Запреты, как и в последующем стесненность в толпе, переполненном автобусе или небольшой, загроможденной мебелью комнате, способны вызывать чувство страха. Особенно непереносима ситуация, когда, наказывая детей, их запирают в тесное и темное помещение или просто оставляют одних и они не могут выйти, несмотря все возрастающее чувство беспокойства и страха, подобно тому как они не могут проснуться в кошмарном сне.
     Если беспокойство незначительно, дверь приоткрыта и родители где-то рядом, сон наступает через некоторое время. Когда же беспокойство превращается в страх, то требуется либо постоянно горящая лампа, либо присутствие в комнате одного из родителей. Внимание, теплота и ласка, оказанный ими, действуют успокаивающим образом, уменьшают вероятность появления кошмарных сновидений.
     При нарушениях дневного сна недопустимы какие-либо принуждения в отношении неспящих детей. Необходимо укреплять их общее состояние и обеспечивать при необходимости консультацию специалиста.

Плач
     Плач, как и радость, смех, одно из наиболее частых выражений эмоций у детей. Плач не всегда отрицательная эмоция, поскольку существуют «слезы радости» при волнении и избытке чувств. Плач – особый язык ребенка, и от того, как взрослый понимает его, во многом зависит взаимопонимание с детьми. Начиная с года, ребенок может выразить маои потребности не только плачем, но и словами, и плач остается преимущественно средством выражения чувств.
     Если ребенок мало говорит, но много плачет, это симптом эмоционального расстройства, указывающий на боязнь выразить вслух свои чувства и желания. Когда ребенок мало говорит и не плачет, это свидетельствует как о флегматичном темпераменте, так и о недоразвитии эмоций или их заторможенности и депрессии. Так бывает при отставании в психическом развитии, сильных переживаниях и недостатке положительных эмоций. В детском доме или круглосуточных яслях дети плачут меньше, чем те, кто воспитывается дома, и это является следствием отсутствия материнской любви и заботы, способствующих своевременному развитию эмоций и эмоциональной чувствительности целом. Следовательно, плач – один из показателей эмоциональной чувствительности, и характер ее выражения зависит не только от особенностей темперамента, но и от характера воспитания. Чрезмерная забота и опека на фоне полной вседозволенности со стороны родителей, как правило, сопровождаются повышенной капризностью у детей, одним из проявлений которой и является плач, доходящий до истерик.
     С другой стороны, плач-протест говорит об ограничении жизненно важных интересов и потребностей, с которыми не может примириться ребенок, об унижении его чувства собственного достоинства, оскорблении и обиды. Иногда плач возникает как способ привлечения внимания родителей, как своеобразная просьба помочи, вмешаться, разрешить ту или иную волнующую ситуацию. У эмоционально безучастных родителей плач ребенка в этом случае достигает градации крика и отчаяния, как бы призывая их быть более теплыми и отзывчивыми в выражении чувств. Плача, ребенок жалуется на того, кто его обидел, на плохое самочувствие, боль, неспособность реализовать желание.
     Плач – сигнал рефлекторно возникающего у грудных детей чувства голода, желания спать и позыва к естественным отправлениям. В последующем плач сигнализирует о любом неприятном, непереносимом чувстве, доходящем до степени аффекта: острого чувства беспокойства и страха, печали и тоски, раздражения и возбуждения.
     Иногда плач появляется только потому, что накопившееся нервное напряжение требует своего выхода.
     Поскольку плач – сильное психическое переживание, своего рода эмоциональная встряска, происходящая нередко на фоне предшествующего напряжения, возбуждения или заторможенности мыслей, то наступающее вслед за плачем особое состояние сознания может способствовать потрясению мыслей, а в ряде случаев и принятию более или менее удовлетворительного решения. Если к этому добавить обеспечение посредством плача и крика вентиляции легких и прочистку верхних дыхательных путей от накопившейся слизи, то плач не будет казаться столь отрицательным явлением.
     Разнообразные функции плача: каприз (истерика), протест, просьба, требование, жалоба (обида), плач-сигнал и плач-разрядка составляют его сложную психологическую структуру.
     В функциональном отношении плач – экспрессивный способ выражения чувств: признак эмоциональной чувствительности, сильное переживание, способ эмоциональной коммуникации с самим собой и другими людьми; послание к кому-либо; выход чувств и «упражнение для легких».
     Если детям характерна импрессивность – внутренняя переработка чувств и переживаний, которые накапливаются постепенно и эти переживания могут прорваться только при стечении  особо неблагоприятных обстоятельств. Этим детям необходимо выплеснуть свою энергию через психомоторную активность.
     Плачущий ребенок, будучи в состоянии аффекта, плохо понимает замечания, советы и приказы, поэтому воспитывать при плаче бесполезно. Недопустимо наказание плачущего, так как под влияние он легко может забыть, за что же был наказан.


31 Января 2013 | Психолог