Поиск по сайту
Портал Госуслуг


Детский телефон доверия
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Логопед

Советы специалистов «Речевая готовность ребёнка к школе»

Советы специалистов

«Речевая готовность ребёнка к школе»

Говоря о готовности ребёнка к школьному обучению, необходимо подчеркнуть важность уровня речевого развития ребёнка, поскольку при помощи речи будет проходить усвоение всего курса школьной программы. Что же подразумевается под понятием «речевая готовность к школьному обучению».

  • звуковой культуры речи - речевого слуха, четкой дикции, правильного звукопроизношения, средств звуковой выразительности речи.

Сформированность словаря – достаточный словарный запас соответствующий возрастной норме, использование слова в различных ситуациях общения, отбор наиболее точных слов и выражений, выразительная образная речь детей.

Сформированность грамматического строя речи - практическое освоение и использование в собственной речи разных типов словосочетаний и предложений, способов образования новых слов, сформированность морфологической стороны речи.

Сформированность связной речи (диалогической и монологической) - умения строить самостоятельные высказывания разных типов; вести диалог; точно формулировать вопросы и отвечать на них.

Сформированность элементарного осознания явлений языка и речи. Дети производят звуковой и слоговой анализ слова, состава предложения, знакомы с понятиями «звук», «слово», «слог», «предложение», «гласный/согласный звук», «ударение», «твердый/мягкий согласный звук», «ударный/безударный гласный звук».

Речевые навыки и умения, которыми должен владеть ребёнок,

поступающий в первый класс

1. Звуковая сторона речи. Ребёнок должен чётко и внятно произносить все звуки речи, слоги, а также слова и предложения со сложной звуковой и слоговой наполняемостью. Дефектное произношение отразится на письме. Ребёнок будет писать, как говорит.

2. Фонематические процессы. Ребёнок должен уметь слышать, различать и дифференцировать звуки русского языка. Нарушение этого навыка проявляется в заменах букв на письме.

4. Языковой анализ и синтез. В основе его лежит умение ребёнка делить предложения на слова, слова на слоги, проводить фонематический анализ и синтез. Ребёнок должен уметь выделять звуки из слов, определять место звука в слове, последовательность звуков, называть мягкие и твёрдые согласные звуки. Недоразвитие этого навыка проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения, наиболее распространённое искажение звуко - буквенной структуры слова.

5. Грамматический строй речи. Ребёнок должен уметь изменять слова и образовывать новые. Изменять существительные по падежам и числам; употреблять различные предлоги, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать существительные с числительными. Образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; глаголы с помощью приставки; название детёнышей; сложные слова; притяжательные и относительные прилагательные от существительных.

5. Ребёнок должен называть части целого, владеть обобщающими понятиями, называть действия, подбирать определения к слову, подбирать антонимы, синонимы, родственные слова. Недоразвитие этого навыка сказывается на понимании ребёнком прочитанного.

6. Ребёнок должен уметь отвечать на вопросы по прочитанной сказке (рассказу), пересказывать. Составлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин, с опорой на жизненный опыт (прогулка в лес, поездка на море, экскурсия в музей).

Учитель – логопед МДОУ «Д/с «Родничок»

Светлана Владимировна Хомич

 

«По дороге к азбуке».

Программа кружка «По дороге к азбуке» рассчитана на два года обучения. За основу взята методика и букварь Надежды Сергеевны Жуковой. Эта методика и букварь опирается на традиционную методику обучения чтению – от звука к букве, т. е. звуковой аналитико – синтетический метод.

Цель программы – развитие любви к русскому языку, овладение навыками связной речи и осознанного чтения.

Задачи программы:

1. Развитие фонематического слуха у детей.

2. Пополнение и активизация словарного запаса, развитие грамматического строя речи.

3. Обучение чтению: запоминание графического облика букв. Соотнесение звука с буквой. Чтение односложных и двухсложных слов.

4. Развитие навыка осознанного, правильного чтения.

Программа разделена на два этапа

1 этап (1 год обучения) – «В мире звуков и букв».

На этом этапе работа осуществляется по следующим направлениям:

- Развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.

- Развитие фонематического слуха.

- Знакомство с буквами и соотнесение их со звуками.

2 этап (2 год обучения) – «Учимся читать».

На этом этапе работа осуществляется по следующим направлениям:

-Закрепление зрительного образа буквы и умения соотносить звук с буквой.

- Формирование навыка сливания букв в слоги, чтение слогов, слов, словосочетаний, предложений.

- Подготовка руки к письму.

Занятия кружка проходят один раз в неделю во вторник. Подготовительная группа в 16.30. Старшая группа 1 подгруппа в 15.30. вторая подгруппа в 16.00. Занятия длится 25 -30 минут.

Учитель – логопед МДОУ «Детский сад № 19 «Родничок» -

 

Светлана Владимировна Хомич

 

Страничка специалиста

 

Готовим руку к письму.

Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение точных координированных движений руки. Год от года увеличивается количество первоклассников, которые испытывают большие трудности при овладении письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; не укладывается в общий темп работы. Движения их рук недостаточно точны и целенаправленны. Отсюда следует, что прежде чем ребёнка учить писать, необходимо подготовить его руку к письму, тренировать мелкие мышцы кисти, укрепить их.

 

Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы подготовить руку к письму?

- Запускать пальцами мелкие волчки.

- Разминать пальцами пластилин, глину.

- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

- Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто, кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.

- Барабанит ь всеми пальцами обеих рук по столу.

- Махать в воздухе только пальцами.

- Хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе.

- Собирать все пальчики в щепотку (пальцы собрались вместе- разбежались).

- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

- Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.

- Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

- Игры с песком, водой.

- Рисовать, раскрашивать, штриховать.

- Резать ножницами.

- Рисовать различными материалами (ручкой, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.)

- Обводить трафареты и шаблоны.

- Чертить линии и фигуры под линейку.

- Раскрашивать, штриховать, обводить рисунки по пунктиру.

- Соединять точки, пронумерованные по порядку.

- Выполнение пальчиковой гимнастики (по мнению ученых, пальчиковая гимнастика активизирует работу речевых зон в коре головного мозга.

Если вы ежедневно будете уделять 15-30 минут подготовке к письму руки ребенка (чередуя перечисленные в статье задания и виды деятельности), ваш первоклассник с гордостью покажет вам свои первые прописи.

 

Учитель – логопед МДОУ «Детский сад № 19 «Родничок» -

 

Светлана Владимировна Хомич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25 Октября 2019 | Логопед